

ПЫТКИ ИНКВИЗИЦИИ.
Пытки инквизиции ,
ее методы работы , организация инквизиционного
судебного процесса долгие годы служили
предметом разного рода околоисторических
спекуляций. Мощный , хорошо отлаженный механизм
паписткой церкви вызывал и вызывает поныне
ненависть разного рода церковных реформаторов и
масонов. Поэтому нетерпимость к инквизиции -
карающему мечу католицизма - сторонников
беспредельного либерализма и светских
литераторов хорошо объяснима и понятна. Но если
отрешиться от демагогических догматов всеобщего
равенства людей , народов и вероисповеданий и
попытаться узнать историю без купюр , то многие
традиционные представления и штампы окажутся
всего лишь вздорными мифами.
Инквизиция создала четкую и хорошо
продуманную концепцию ведения следствия и
судебного процесса. Во всех уголках мира , где
инквизиция занималась своей деятельностью , она
это делала единобразно , логично и
последовательно , сводя к minimum - у возможность
ошибок и злоупотреблений собственных
работников. Организацию процесса вообще можно
назвать образцовой не только для 13 - го столетия (
инквизиция была создана в 1208 г. и получила
повсеместное распространение в католическом
мире после Латеранского собора 1215 г ). Для
сравнения достаточно напомнить , что еще в начале
20 - го века "суд Линча" в CША признавался
почти официальным ; группа благонадежных граждан
вполне могла явиться в городскую тюрьму , чтобы
казнить подозреваемого и это не считалось ни
самосудом , ни массовыми беспорядками , ни
попранием закона. Американская история сплошь
пестрит подобного рода происшествиями. История
же инквизиции не знает ничего похожего.
Пытки - вот что осталось от инквизиции в
короткой памяти потомков. Но пытки эти не были
беспределом маньяков - мучителей. Само
применение пытки требовало совместного
постановления инквизитора и епископа , в чьей
епархии слушалось дело. Отнюдь не каждого
обвиняемого пытали , при весомости собранных
улик обвинение не предлагало прибегнуть к пытке.
Также регламент предписывал не начинать пытку в
случае сознания обвиняемого в предъявленном
обвинении. И история знает массу примеров , когда
негодяи и заклятые враги католической церкви
лицемерным раскаянием не только избегали пытки ,
но и вообще наказания в привычном нам понимании.
Непримиримый враг церкви , глава альбигойского
движения Раймонд Четвертый , граф Тулузский ,
принес церковное покаяние и с наложенной
епитимией вышел на свободу , после чего приказал
зверски замучить папского легата Пьера де
Кастельно.
Инквизиционный процесс имел несколько
довольно любопытных правовых норм , призванных
оградить невинных от оговора. Так , например ,
аннулировались все долговые обязательства
обвиняемого , т.е. донос не мог служить способом
взыскания кредитором денег. Обвиняемый имел
право отвода свидетелей. Он не знал фамилии
свидетельствовавших против него ( их показания
были анонимны ) но ему предлагали назвать своих
врагов , способных его оговорить. Если среди
упомянутых им врагов оказывалось лицо , давшее
показания против обвиняемого , то эти показания
из дела устранялись. О праве на адвоката , на
подачу кассационной жалобы и наказании за ложный
донос даже и говорить много не надо - эти правовые
нормы появились именно в инквизиционном
процессе , а ныне они действуют по всему миру.
Говоря об условиях проведения пытки ,
следует указать , она немедленно останавливалась
в случае ранения обвиняемого или повреждения его
суставов. При допросе с пристрастием обязательно
присутствовал врач. Пытка проводилась один раз.
Этот момент можно сравнить с тем , как пытали
чекисты в молодой Советской России ( после
освобождения Киева от большевиков весной 1919 г.
богатый материал по этой теме был получен при
изучении работы Киевской Чрезвычайки , он нашел
свое отражение в книге С.П. Мельгунова "Красный
террор в России" ).
Всего регламент инквизиции допускал
применение последовательно трех пыток - веревкой
, водой , огнем(но их было больше). Тяжесть их
возрастала от первой к последней , поэтому нельзя
было начинать пытать сразу , скажем , с третьей.
Если сознание обвиняемого было получено на
первой же пытке , очередь последующих уже не
наступала. Нельзя было применить все три пытки в
течение одного дня.
Пытка веревкой: Связывали
руки за спиной веревкой , пропущенной через
закрепленный под потолком блок. Пытаемый
подтягивался палачами как можно выше. Некоторое
время он оставался спокойно висеть под потолком ,
после чего палач резко отпускал веревку
настолько , чтобы пытаемый падал до высоты
полуметра над полом и зависал не касаясь его.
Толчок , останавливавший падение , травмировал
весь костно - мышечный аппарат верхней части тела
; плечевые суставы часто выбивались из суставных
сумок и требовали вправления , веревка впивалась
в руки настолько , что резала кожу и мясо. Пытка
приводила к болезненной контузии суставов рук и
верхнего отдела позвоночника , оставляя о себе
память на многие месяцы болями даже при попытках
поднести ложку ко рту. Пытка водой :
обвиняемый укладывался на спину на специальные
деревянные козлы с желобом для человеческого
тела. Действием механизма козел ноги поднимались
много выше головы и фиксировались в таком
положении. Обвиняемому вводили в рот и горло
мокрую тряпку , прикрывая другим ее концом
ноздри. Крайне медленно , но беспрерывно ,
начинали лить на нее
Пытка водой: Влажной
тряпкой закрывали носоглотку , сильно затрудняя
дыхание и вызывая рефлекторное желание
сглотнуть подтекающую воду. Пытка могла
продолжаться несколько часов ; расход воды не
должен был превышать литра в час. Исторические
свидетельства указывают , что часто после
прекращения пытки тряпку вынимали изо рта
окровавленной. Очевидно , происходило это из - за
разрыва легочных альвеол ; можно предположить ,
что затяжная пытка очень плохо отражалась на
состоянии сердца и работе мозга , особенно
пожилых людей , вследствие сильного подъема
кровяного давления , несомненно
сопутствовавшего этой процедуре
Пытка огнем: Обвиняемого
связанным по рукам и ногам укладывали на спину ,
смазывали лодыжки и ступни маслом , салом или
иным жировым веществом , под ногами помещали
жаровню с углями. Расстояние до жаровни не
превышало полуметра. Кто хоть раз видел как на
углях жарится шашлык легко поймет умысел
создателей этой пытки.
А вот еще одна пытка. Она
проводилась над женщиной обвененой в колдостве:
Палач связал ей руки, отрезал волосы и поместил
на лестницу. Он натер ей голову спиртом и развел
огонь на голове с тем, чтобы сжечь ее волосы до
корней.
Он поместил кусочки серы ей под мышки и на спину и
развел огонь.
Он связал ей руки за спиной и подвесил ее к
потолку.
Он оставил ее висящей там от трех до четырех
часов, пока отправлялся обедать.
По возвращении он разлил спирт по ее спине и
поджег его.
Прикрепив очень тяжелый груз к ее телу, он снова
подвесил ее к потолку. После этого он снова
поместил ее на лестнице и положил на нее
необтесанную доску, полную острых булавок.
Устроив все, он резко подбросил ее к потолку.
Затем он сдавил ей пальцы в тисках и скрутил ее
руки палкой и в подобном положении продержал ее
висящей примерно с час, пока она не упала в
обморок несколько раз.
Затем он зажал икры ног в тисках, постоянно
чередуя пытки с допросом.
Затем он порол ее кнутом, сделанным из сыромятной
кожи, чтобы заставить кровь течь по ее сорочке.
И снова он поместил ее пальцы в тиски, и оставил
ее так с десяти часов утра до часу дня, пока
пытавший палач и судебные чиновники отправились
немного перекусить.
О характере отношений
"следователь" - "обвиняемый"
красноречиво свидетельствует Хуан Льоренте ,
испанский историк 18 - 19 - го столетий , который сам
на протяжении четырех лет был комиссаром
инквизиционного трибунала и видел изнанку
следственных процедур своими глазами(Этим
словам не стоит верить так их говорит инквизитор)
: "Никогда не доводили дела до аутодафе не
попробовав в течение долгого времени обратить
его ( обвиняемого ) и привести к единению с
католической Церковью всеми средствами , которые
могла внушить опытность в этом деле . Обеспечив
надежность его тюремного заключения , позволяли
и даже в некотором роде побуждали его родных ,
друзей , соотечественников , духовных лиц и всех
людей , известных своим образованием , посещать
его в тюрьме и беседовать с ним . Сам епископ или
инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали
его вернуться в лоно Церкви . Хотя он выражал в
своем упорстве самое сильное желание быть
поскорее сожженным ( что случалось часто , потому
что эти люди считали себя мучениками и
выказывали свойственную им твердость ) ,
инквизитор на это никогда не соглашался ;
наоборот , он удваивал доброту и кротость , удалял
все , что осужденному могло внушать ужас , и
старался уверить его , что обратившись , он
избегнет смерти , лишь бы только он снова не впал
в ересь , что и бывало в действительности..." .
Следует заметить , что Хуан Льоренте - историк
светский , отнюдь не склонный обелять Церковь и
Инквизицию . Но как человек честный , он писал о
том , подтверждение чему находил в архивах и
окружающей жизни . Когда в 1936 г. большевики
взялись публиковать его "Историю испанской
инквизиции" они бессовестно изуродовали
оригинал , исказили перевод и без тени смущения
выбросили из тескта все фрагменты , подобные
приведенному выше . Такими методами "инженеры
человеческих душ" лепили образ "палаческой
Инквизиции" .
Статистика , факты , как
известно упрямы , а лучшие из фактов - цифры. В
Испании с 1481 г. по 1820 г. на кострах были сожжены 34658
человек ( 102 человека в год ) , скончались во время
следствия , в том числе под пыткой , 18049 ( 53
человека в год ) , приговорены к каторге - 288214 ( 850
человек в среднем за год ). Для сравнения : 14
месяцев власти масона Максимилиана Робеспьера
стоили Франции ( по разным оценкам ) 800000 человек ;
чего стоили России несколько лет власти Ленина -
Троцкого определению не поддается.

