vl.jpg (34560 bytes)

 sn.jpg (3693 bytes)sf.jpg (3647 bytes)sk.jpg (3956 bytes)sl.jpg (4040 bytes)
      skz.jpg (3804 bytes)skz1.jpg (3885 bytes)so.jpg (3950 bytes)sp.jpg (4278 bytes) sink.jpg (3935 bytes)       

"А если есть, что взять, так бери 
все, чтобы потом не пожалеть" 
народная мудрость   

 

У многих народов мира при погребении правителей и вождей вместе с ними в могиле хоронили лошадей, колесницы, дорогие вещи и украшения. Отличительной чертой похоронных ритуалов многих древних культур было захоронение людей, убитых илипокончивших собой специально для сопровождения умершего.

У миштеков (древняя Мексика) со знатным покойником погребалась и его свита, обреченая следовать за своим владыкой и в пресподнюю.

При раскопках гробницы вавилонского царя Ура (ХХХV век до н.э.) было обнаружено 59 человек, захороненных вместе с ним.

Особо многочисленны человеческие жертвы в китайских захоронениях времен царства Цинь. 66 человек, погребеных с циньским правителем У-гуном, 177 человек, погребенных с правителем Му-гуном, и т.д., - это детский лепет по сравнению с количеством людей, сопровождавших на тот свет Цинь Ши-хуана. Над сооружением гробницы для него более 700 тысяч человек. Гробница представляла собой дворец с сотнями залов, наполненных драгоценностями; там были сделаны искуственные водоемы и русла, по которым текли реки ртути. На потолках написали изображения небесных явлений, а на полу - флору и фауну земли. Понятно, что для гробницы таких масштабов требовалось соответствующее количество попутчиков на тот свет. Вот почему император Эр Ши приказал всем красавицам из 270 окресных дворцов, не имевших детей, сопровождать Цинь Ши-хуана. По оценкам специалистов, их количество состовляло не меньше 3 тысяч! Помимо этого, Эр Ши, опасаясь, что строители выдадут тайну местонахождения сокровищ, закопал живьем всех строителей, работавших внутри усыпальницы.

Как правило, вместе с умершим на тот свет отправляли и часть его рабов. Делалось это по двум соображениям. Во-первых, рабы должны были служить умершему в загробном мире, а во-вторых, рабы наряду с изделиями из бронзы, ишмы, камня, кости, гончарными изделиями, скотом (который в рабовладельческом Китае ценился дороже людей) предназначались для подкупа духов загробного мира, чтобы они не делали зла родственникам умершего или не принесли еще большего ущерба имуществу. Рабов для умервщления не слишком жалели: в период Инь стоимость 5 рабов приравнивалась к стоимости одной лошади и одной связки шелка. В период Западной Хань рабы поднялись в цене (наверно потому, что их количество уменьшилось), но все равно один раб стоил дешевле одной лошади. Позднее мудрые китайцы догадались ложить в могилу вместо вещей бумажные таблички с их названиями. Помимо пропаганды грамотности среди духов это позволило экономить на погребении значительные средства. Предприимчивыми торговцами было налажено производство вещей, вырезаных из бумаги; даже "съестные припасы" изготавливались таким способом.

Айны (Дальний Восток) на мертвецах не экономили, но, снабжали их инструментами, курительными трубками, оружием, домашней утварью, все предметы предварительно разламывали. Исследователи считают, что это обосновалось потребностью "освободить душу вещей от материальной оболочки".

Не скупились на загробные подношения, особенно для правителей, в Древнем Египте. Поражает обилием всевозможного добра гробница Тутанхамона: колесницы и ладьи, ложа для отдыха и парадные кровати. кресла, стулья и простые табуретки, ларцы и сундуки, посохи и трости, целая колекция оружия, ювелирные украшения и игральные пренадлежности, предметы религиозного культа и дорогая посуда. Оставляли в гробницах и еду - куски мяса, птицу, вина разных марок, зерно. Даже при погребении небогатых людей родственники не оставляли их без "прожиточного   минимума" для загробного мира. Обычно в этот минимум входили иструменты, сандали, сплетеные из папируса, бронзовые или фаянсовые кольца, амулеты, фаянсовые статуэтки богов и т.д. И только самые нищие египтяне, похороненные на кладбищах бедняков, отправлялись на тот свет без материальной помощи от живых.

Этруски в ногах у покойников мужского пола ставили большую вазу, внутри которой находилась ваза поменьше. Иногда рядом клали еще вещи, оружие, разные фигурки. В женские могилы - украшения, драгоцености и даже зеркала.

Скифы, при погребении знатного человека, вместе с ним хоронили нескольких насильствено убитых слуг, верховых лошадей (иногда 12). В специальных тайниках клали ритуальные сосуды из драгоценных металлов, золотые украшения, парадное оружие. В камеры-катакомбы ставили аморфы с вином, бронзовые котлы для приготовления пищи и др. утварь.

Южные славяне были поскромнее скифов. При погребении вождей и др. знатных персон они, как правило, убивали только одного коня, изредка к коню прибавляли раба и еще реже - женй.

А вот у никобарцев при похоронах усопшего мужского пола полагалось погребать буквально все его имущество. Но зато жену покойника мог заменить в могиле.... сустав ее пальца, да и то если вдова на это соглашалась добровольно. В случае ее отказа в одном из столбов дома умершего делался глубокий вырез, семволизировавший жертвоприношение.

Hosted by uCoz