Похороные обряды
древних народов.
У зороастрийцев, когда
умирал человек, его семья должна была поститься в
течение 3 дней. Все это время священнослужитель
усиленно читал молитвы. В третью ночь следовало
кровавое жертвоприношение и ритуальное
приношение огню - мясо жертвы и одежду покойника
освящали. В течении тридцати дней в честь
умершего ежедневно готовили особую пищу. На
тридцатый день совершалось второе кровавое
жертвоприношение. Через год после смерти - еще
одно. Затем в течении 30 лет ежегодно душе
умершего делались приношения.
Зороастрийцев считали
мертвое тело местом, где концентрируются злые
силы, и потому избегали прикасаться к усопшим.
Переноской и захоронением тел занимались
профессиональные носильщики и могильщики,
которые знали, как уберечься от злых сил и
избежать заразы. По возможности старались
совершить похоронный обряд и перенести тело на
место трупоположения в день смерти. Согласно
предписаниям Авесты, священной книги
зороастрийцев, "нечистый" труп не должен был
соприкасаться с чистыми стихиями - землей, водой
и особо почитаемым огнем.
Прикосновение к мертвому
телу у многих народов считалось опасным. Индейцы
племени дакота в Северной Америке устраивали
себе паровую баню как средством очищения после
убийства или прикосновения к трупу. У навахо
человек, хоронивший мертвого, считалось нечистым
до поры, пока не вымоется освященной водой. На
Мадагаскаре никто из сопровождавших
погребальную процессию не смел войти во двор, не
искупавшись; очищению подвергалась даже одежда
плакальщиков, возвращавшихся с могилы.
Также омовением очищали
себя после похорон зулусы, кафры и другие
африканские рлемена. Погружение в воду,
окропление ею применялись у парсов при очищение
человека, при касавшегося к трупу. Считалось, что
кропление святой водой гонит дьявола по всему
телу, из сустава в сустав, и заставляет его
наконец вылететь стрелой через большой палец
левой ноги в злую область севера.
Омовению нередко
подвергались не только живые участники похорон,
но и покойники. Конец жизни ацтека, например,
сопровождался ритуальным очищением. В
погребальную церемонию входит обряд окропления
головы покойника очистильной водой,
употреблявшейся в земной жизни.
В некоторых случаях вместо
воды в качестве очищающего средства применялся
огонь. В Южной Африке у племени басуто, если
ребенок перебегал через могилу, мать подзывала
его к себе и разводила у его ног небольшой огонь.
В Японии синтоистский
культ объявлял нечистым все, что связано со
смертью. Дважды в год, 31 декабря и 30 июня, согласно
вере синтоистов, необходимо подвергнуться
всенародному очистительному обряду (мацури).
У восточных славян, как
установил Д.К. Зеленин, отнощение к умершему
определялось типом его смерти: "Одна категория
- "чистые" покойники, умершие естественной
смертью: от болезни, от старости, - их называли
обычно, безотносительно к возросту и полу,
родителями; другая - "нечистые" умершие
(мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной
смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы
(умершие от пьянства); сюда же относились дети,
умершие некрещеннными, и колдуны. Отношение к
этим двум категориям умерших было в корне
различно: "родителей" почитали, смотрели на
них как на покровителей семьи, а "мертвяков"
боялись и старались обезвредить".
Похороны в древнем
Египте
"Египетские похороны
были мрачным и одновременно красочным зрелищем, -
пишет Пьер Монтэ. - Члены семьи усопшего
безудержно рыдали и горесно заламывали руки на
всем пути до гробницы. Кроме того, они нанимали
профессиональных плакальщиков и плакальщиц.... А
те были поистине неутомимы. Вымазав лица одежды,
они рыдали, стонали и били себя руками по голове.
Солидные мужи в трауной процессии не предавались
таким черезмерным проявлением горя, но
вспоминали на ходу о достоинствах покойного....
Перед похоронами тело
мумифицировали. Тело только что умершего человека
передавалось специалистам по бальзамированию.
Самая первая операция заключалась в извлечении
мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента
в виде крючка. После этого череп заполнялся
составом на основе жидкого гудрона, который,
охлаждаясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо
глаз вставляли искусственные глаза из эмали.
Затем извлекали кишечник и внутренности через
разрез в левом боку, сделанный с помощью острого
камня. Внутренности после обработки в кипящем
битумном составе вместе с печенью и мозгом
запечатывались в четыре каноны (специальные
сосуды) из глины, известняка или алебастра, а
также из камня или металла- в зависимости от
социального положения умершего. Четыре разные
головы - человека, шакала, ястреба и павиана -
образы четырех загробных духов венчали крышки
этих урн, которые помещали все вместе в один
ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно
промывалась пальмовым вином и высушивалась
ароматическими порошками. Затем ее набивали
толченой миррой или ароматизирован-ными
древесными опилками. После такой подготовки тело
погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона
(карбоната натрия). Таким образом плоть и мышцы
полностью растворялись и оставались лишь кости,
обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли,
а женщинам оставляли их длинные роскошные
прически. Узкими бинтами, пропитанными смолами,
бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом
кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец,
тело. Голову обрабатывали еще более тщательно.
Непосредственно на кожу накладывали ткань типа
муслина. Лицо последовательно покрывали
несколькими слоями этой ткани так плотно, что
снятая многослойная маска могла служить формой
для отливки гипсового портрета покойника. И
наконец, вытянутое забинтованное тело с руками,
скрещенными на груди или лежащими вдоль бедер,
обертывали лентами ткани по всей длине. Тела же
фараонов заворачивали в саван или покрывали
чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их
тел.
А в остальном погребальная
процессия весьма напоминала переселение из
одного дома в другой. Перевая группа служителей
несла на коромыслах пирожки и цветы, глиняные
кувшины и каменые вазы, ларцы со
статуэтками-ушебти и их орудичми труда. Вторая,
более многочисленная группа несла обычную
погребальную мебель: кресла, кровати, ларцы и
шкафчики, а кроме того, - колесницу в разобранном
виде. Личные вещи, ящики с канопами
(забальзамированными внутренними органами тела.
- А.Л.), трости, скипетр, статуи, зонты были
доверены третьей груепе группе носильщиков.
Драгоценности, ожерелья, фигуры соколов или
коршунов с распростертыми крыльями, птиц с
человеческими головами и другие предметы
роскоши несли на блюдах и явно выставляли
напоказ, не опасаясь многочисленых зевак,
наблюдавших за шествием. Сапкофага почти не было
видно на катафалке, который тащили две коровы;
несколько мужчин подталкивали его. Этот катафалк
состоял из деревянных раздвижных щитов или
рамок, занавешенных вышитыми тканчми или кожей.
Он покоился на ладье со статуями Исиды и Нефтис с
обеих сторон, а сама ладья состояла на санях с
полозьями"
Достигнув берега Нила,
процессия останавливалась. Здесь катафалк
погружали на погребальную ладью с экипажем из
одного матроса. Ладью брало на буксир другое
судно и переправляло на противоположный берег.
За погребальной ладьей следовали еще четыре
судна с провожающими и погребальной утварью.
Продолжался плач плакальщиц, к которым иногда
присоеденялась вдова: "О мой брат, мой супруг, о
мой друг, не уходи, останься на месте своем, не
удаляйся от места, где ты пребываешь! Увы, ты
уходишь, чтобы переправиться через Нил. О
матросы, не торопитесь, оставте его здесь! Вы
вернетесь в свои дома, а он уходит в страну
вечности".
Выгрузив на другом берегу
саркофаг, участники процессии направлялись мимо
возделаных полей к подножию Ливийских гор. Когда
дорога становилась слишком крутой, коров
выпрягали и тянули сани вручную, а то и несли
саркофаг на плечах. Добравшись до гробницы, возле
которой толпились торговцы амулетами, саркофаг
снимали с катафалки и ставили перед селой. Жрецы
готовили стол для тризны с хлебцами и пивом.
Кроме того, с помощью тесака в форме страусиного
пера, муляжа бычьей ноги и палитры жрец совершал
обряд, который, по верованиям египтян, устранял
последствия бользамирования и возвращал
усопшему возможность двигаться, видеть и
говорить.
После завершающего периода
поминального плача саркофаг с мумией спускали в
гробницу, рядом расставляли принесеную утварь, и
каменщик замуровывал вход. После этого в первой,
незамурованной камере гробницы или чуть поодаль,
в легких беседках, начинался поминальный пир, во
время которого присутствующим играл и пел
артист, восхваляя усопшего, вознося
благодарность богам и призывая живых радоваться
жизни.
Такой роскошный обряд
похорон, конечно, был доступен только богатым и
знатным людям. Людей попроще, победнее просто
укладывали в гроб и относили в старую, покинутую
гробнуцу. Нередко подобные гробницы забивали
гробами до самого потолка. Ну, а нищих ожидала
общая могила - глубокая траншея, куда сбрасывали
мумий, обернутые грубой тканью. Покойников
причыпали песком, а сверху сбрасывали все новые и
новые мумии.
Похороны в античном
мире.
В Древней Греции хоронить
мертвых считалось святой обязанностью. Был
случай, когда афиняне приговорили к смерти своих
полководцев, выигравшех битву при Аргинузах в 406
году до. н. э., что они не собрали (из-за силной
бури) тела погибших воинов и не предали земле.
Правила погребения
распростронялись даже на чужеземцев и
противников. Погребали и своих, и чужих воинов,
павших в бою. Если врага не могли похоронить, то
его тело, по крайней мере, забрасывали землей.
С той поры, как законами
Солона (640 - 560 гг. до. н. э.), афинского архонта, были
уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в
Греции происходил следующим образом. Сразу после
смерти умершему клали в рот монету (обол) - это
была плата для Хорона, перевозчика душ умерших в
царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие
родственники (как правило, женщины), намазывали
маслом, делали венок из еловых веток или
сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали
медовый пирожок - чтобы задобрить Цербера (собаку
Хорона).
На второй день после смерти
тело выставляли в передней части дома так, чтобы
лицо и ноги покойника были обращены к двери дома.
Родственники и друзья покойного находились в
доме, а родственицы сидели вокруг постели
умершего. При этом допускалось и присутствие
посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины
плакали, но черезмерные выражения печали
(царапания лица и т.п.) были запрещены законом
Солона.
Возле постели умершего
ставили разрисованные глиняные сосуды, а при
входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого
дома, для омовения входящих (дом, в котором умер
человек, считался не чистым). Ритуальными
обрядами занимались сначала родственники, а
впоследствии и постороние люди за плату.
На третий день перед
восходом солнца происходит вынос тела. Его
сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты,
родственники и друзья. Труп или кремировали
(сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для
погребения находилось, как правило, вне города (в
Спарте - внутри), но близ дороги, порой по ее
обочинам. Нередко умерших хоронили в их имениях.
В самих Афинах было отведено специальное место
для погребения - перед конскими воротами.
Надгробные камни, холмы, столбы, колоны,
храмообразные здания и т.д. были собственностью
семьи умершего, так что даже на суде право
собственности на место погребения являлось
докозательством родства.
В могилу вместе с гробом
клали сосуды и другую утварь. В более поздние
времена этот обычай исчез.
Если тело умершего нельзя
было найти (напрмер, если кто-то утонул в море или
не сыскан на поле битвы), то похороны
устраивались символические и воздвигалась
пустая могила. Если человек погибал от удара
молнии (то есть, по верованиям древних греков, был
поражен богами), его хоронили без торжественнтго
погребения, пямо на месте, где он был убит.
Осужденные на смертную казнь за измену отечеству
лишались права на погребения. Когда хоронили
павшего от руки убийцы, то на его могилу втыкали
копье - как напоминание об обязанности
родственников преследовать убийцу. После
погребения в доме усопшего родственики собирали
тризну.
На третий день после смерти
приносилась жертва, а на девятый деь - главная
жертва, и еще одна жертва - на 30-й день. (Кровавые
жертвы в Афинах были запрещены.) Все это время
родственники носили внешнии знаки траура -
черную (или в некоторых областях белую) одежду,
снимали украшения, стригли волосы.
В Древнем Риме, едва
умершему закрывали глаза, как начинался громкий
плач. Затем погребальщики (что-то вроде
современного похороного агента) посылал
уборщика, который омывал труп, намазывал маслом,
одевал в тогу и клал на парадную постель. Рядом с
постелью ставили курильницу,а в прихожей дома -
ветки растений.
Погребение следовало, как
правило, на 8-й день. Тело выносили или
торжественно, с провозглашением выноса
глашатаем, или скромно, без шума. Делалось это до
обеда. В похороной процессии сначала шли
музыканта, потом плакальщицы, певшие умершему
похвалы, а затем актеры, которые иногда исполняли
комические сцены из жизни покойника. За актерами
несли восковые маски предков умершего и картины,
изображавшие его дияния (особенно, если он был
военным человеком). Окруженный курильницами,
труп лежал на погребальных носилках с головой на
возвышении, покрытый пурпурным или золотым
покровом. Носилки несли родственники или
вольноотпущенники умершего, а если хоронили
знаменитого человека - то сенаторы и всадники.
Бедных людей несли носильщики в простых
деревянных ящиках. За носилкиками следовали
наследники, родственники, вольноотпущенники и
другие в траурных одеяниях. На форуме процессия
останавливалась и кто-то из родственников гворил
надгробную речь. Потом шествие возбновлялось.
Труп, как и у греков, либо
сжигали на погребальном костре, либо хоронили в
земле. Место, где устраивали сожжение, называлось
ustrina. Сначала на это место бросали цветы,
венки и т.д., затем поджигали дрова, поднимался
плач и лили на огонь вино или благовония. Когда
костер догорал, тлеющие угли и золу тушили,
собирали кости умершего, окропляли вином и
молоком, сушили и запечатывали в урну или ящик.
Урну опускали в могилу, а вместе с ней -
благовонные мази и масла.
При похоронах трупа клали в
деревянный или каменый гроб, затем опускали в
склеп или в землю. Людей бедных и рабов хоронили
на Эсквилинском холме, богатые имели свои места
захоронения. Примерно с XI века до н.э. по II век н.э.
широко практиковалось захоронение в шахтовых и
камерных гробницах, саркофагах. Для знатных и
богатых мужей зачастую строили роскошные
погребальные сооружения - таковы римские круглые
гробницы (Цецилии Метеллы, замок Святого Ангела,
башни в провинциях (Игельская колонна)).
Возвращаясь домой,
участники похорон очищали себя кроплением водой
и переступантем через огонь.
На 9-й день после погребения
происходило жертвоприношение и угощение
умершего, которое ставили на могилу. Дома или на
могиле устраивали большой пир с приглашением
гостей. Иногда родственники (когда хоронили
знатного и богатого человека) угощали весь народ
или устраивали раздачу мяса. Богатые поминки
нередко завершались играми и боями гладиаторов.
Похороны у славянских
народов России
Русь была крещена в Х веке,
но еще в течение двух-трех последующих столетий
многие сельские жители хоронили своих
покойников по-языческим, а иногда сочетали два
обряда - христиаский и языческий. В захоронениях
тех времен вместе с крестиками можно встретить
амулеты - медвежьи клыки и т.д. Даже в могилах
заведомо крещеных людей (новогородских
пасадников) можно встретить оружие, хотя это явно
противоречит обряду православного погребения.
Русский похоронный обряд
почти не изменился. "В русской крастьянской
семье умершего при любых обстоятельствах обмывали,
переодевали в чистую, иногда весьма доругую
одежду. Клали покойника на лавку, головой в
красный угол (в красном углу находились иконы),
укрывали белым холстом (саваном), руки складывал
на груди, давая в правую белый платочек. Похороны
совершались на третий день, особо чтимых умерших
несли на руках до самого кладбища. Все это
сопровождалось плачами и причитаниями....
Смерть глубокого старика
не считалось горем, причеты и плачи в этом случае
носили скорее формальный характер. Нанятая
плачея могла моментально преобразиться,
перебить плач каким-нибудь обыденым замечанием и
завопить вновь. Другое дело, когда причитают
близкие родственницы или когда смерть
преждевремена. Здесь традиционная форма
принимала личную, эмоциональную, иногда глубоко
трагическую окраску.
Похороны всегда
заканчивались поминками, или тризной, для
чего готовились специальные поминальные
кушанья". Еще на кладбище покойника поминали
кутьей - круто сваренным рисом, в который
добавлен изюм. Среди обязательных кушаней на
русских поминках - блины. Все ночи после смерти и
до конца специально нанятая чтица читала
Псалтырь и упокойные молитвы. Вместе с нею в
комнате, где находился умерший, бодорствовали
местные старики и старухи. После похорон чтице
дарили полотенце, на котором лежал Псалтырь.
Отмечался девятый и сороковой день после смерти.
Особо был разработан
ритуал погребальной одежды. У
восточнославянских народов был обычай хоронить
в той же одежде, в которойй человек венчался, а
если умирала молодая не замужняя девушка или
холостой парень, то покойника наряжали, как на
свадьбу. На украине девушку клали в гроб с
распущенными волосами, с венком из позолоченного
барвинка на голове, украшали гроб цветами,
ставили две венчальные свечи. У гуцулов один
венок надевали на голову, а другой, побольше, из
барвинка, васильков, гвоздик, клали вокруг тела.
Подруги (Друзья) имитировали при этом свадебный
обряд - выбирали старост, сваху, бояр. Стаорст и
поодстарост подвязывали рушниками, свахе
вручали свечу и меч. Девушки-друзья подвязывали
головы черными лентами. Одного юношу выбирали на
роль "вдовца". На палец девушке одевали
перстень из воска, предварительно позолив его. Ко
дню похорон выпекали свадебный каравай, его
клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали
родным.
Умершего ребенка у
восточных славян, как правило, подпоясывали. Этот
обычай связан с наивным религиозным
представлением о том, что Бог на "Спаса"
будет раздавать детям яблоки, и надо, чтобы
ребенок мог спрятать яблоко за пазуху.
В ряде областей Украины
(гуцулы, бойки) с древних времен и до начала ХХ
века возле умершего проводились похороные игры.
Они сопровождались обильным распиванием
алкогольных напитков и носили оргийный характер.
Вместо выражения печали в присутствии покойника
веселились - играли на народных музыкальных
инструментов, пели, рассказывали сказки,
анегдоты, играли в карты, разыгрывали что-то
вроде драматических сценок в раешном духе. Все
это должно было противодействовать губительному
действию смертоносной силы.
Похороны у Евреев
Как повествуется В
"Книге о еврейской концепции", умершего
еврея стараются похоронить по возможности
быстрее. Этого требует традиция, согласно
которой скорость - признак уважения к покойному.
Традиция же предписывает избегать роскоши при
подготовки погребения: ткани, в которые
заворачивают умершего, должны быть из простого
льна, гроб также должен быть из простым и
деревяным. Простота символизирует равенство
людей перед лицом смерти и подавляет стремление
к роскошным похоронам, которые отнюдь не всем по
карману. Бальзамирование у евреев не
употребляется, поскольку "из праха человек
возник и в прах он вернется". На кладбище при
опускании тела в могилу дети умершего читают
особую молитву - каддиш. После погребения отца
или матери кааддиш читается во время службы в
синагоге в течение 11 мечяцев и каждый год в
годовщину их смерти. Близкая родня умершего в
течении недели, за исключением субботнего дня и
дней религиозных еврейских праздников,
соблюдают период глубокого траура - так
называемая "шива". Присутствие других людей
на черемонии погребения и посещение осиротевшей
семьи во время траура является актом сочуствия и
милосердия ("мицва"). По возвращению с
похорон следует трапеза, в которую обязательно
должны быть включены крутые яйца.
Похороны у Мусульман
По мусульманскому обычаю
покойника хоронят на третий день. Его выносят из
дома ногами вперед на табуте - железных носилках
с закругленным верхом. Если хоронят ребенка, то
заранее покупают голубей по числу лет умершего, и
при выходе похоронной процессии из дома
кто-нибудь из родственников открывает дверцу
клетки и выпускает голубей на волю.
В туркмении и Таджикестане
(где большинство мусульман сунниты) похоронная
процессия состоит только из мужчин, в
Айзербайджане (где большинство - шииты)
допускаются и женщины. У всех участников
процессии обязательно должна быть покрыта
голова.
Гроб мусульмане не
используют, а пеленают умершего в саван из
хлопчатобумажной ткани. Верх савана черного
цвета, а низ - красного. В прежние времена на дно
могилы стелили ковер, но сейчас по понятным
причинам мусульмане республик Средней Азии и
Закавказья этого не делают. Если хоронят ребенка,
в могилу кладут его любимые игрушки. При
погребении мулла громко читают молитвы, среди
которых сура из Корана, именуемая Ясин. Речи
говорить не принето.
После захоронения и ухода с
кладбища провожавших у могилы остается мулла.
Связано это с представлениями о так называемых
могильных наказаниях, согласно которым умерший
оживает в гробу, и тогда к нему являются два
ангела по имени Мункир и Накир - опрашиватели и
истязатели. Они "допрашивают" покойника, а в
задачу муллы входит подсказка ответов и чтение
молитв. В давнии времена мулла остовался у могилы
до восхода солнца, а в наше время - примерно час.
В семье умершего отмечают
третий, седьмой и сороковой день с момента
смерти. Кроме того, родные и друзья покойника
собираются каждый четверг от 7-го до 40-го дня, а
иногда и от 40-го дня до года. На поминальной
трапезе в день погребения подаются чай, халва,
сахар - и больше ничего. В главе стола сидит мулла
(или трое мулл). При этом мужчины и женщины
собираются в отдельные помещения. Участники
трапезы ведут философскоуспокоительные
разговоры - отвлеченные беседы о нравственных
категориях, о бренности. На собраниях по
четвергам также не подают еду и не употребляют
никаких напитков, кроме чая. В доме умершего в
течении 40 дней не должна играть музыка.
Некоторые особенности
похороных ритуалов
Исследователи этики
отмечают, что в похоронном ритуала ряда народов
Востока и Азии правое и левое зачастую менялись
местами, поскольку мир мертвых мыслился как мир
"наоборот". Правое в мире людей на том свете
превращалось в левое. Отсюда повсеместно
распространенная инакость действий, связей и
отношений в погребальных обрядах. Например,
коряки "при похоронах зимой покойника одевают
в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем
перчатки надевали наоборот - левую на правую
руку, а правую на левую". На Украине в Киевской
губернии онучи умершему завертывали не в правую
(как у живых), а влевую сторону.
У адыгов вестник,
сообщавший о смерти кого-то из соплемеников,
"ехал верхом без оружия, против обыкновения
плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По
этим признакам каждый встречный безошибочно
определял, что этот человек - вестник несчастья и
горя."
В Росси на покойнике
мужского пола одежду застегивали на левую
сторону, как на женщине. Для некоторых
народностей важен не только тип похоронной
одежды, но и ее цвет. Так, айны хоронили мертвых,
обертывая лицо куском белой ткани. У айнов было
принято не только бодорствовать возле усопшего
всю ночь, но и рассказывать ему разные истории,
чтобы покойнику не было скучно. Выносить тело
через дверь воспрещалось; для этого разбирали
часть стены дома.
У тюрских и др. народов
Востока всадник, достовлявший весть о смерти,
повязывал голову черным платком или брал его в
руки. В ряде районов Южной Италии если хоронят
человека, погибшего насильственной смертью, то
друзья покойного не бреются до его погребения.
Рекордными по длительности
в наше время являются похороны у торайя (остров
Сулавеси, Индонезия). В течении трех дней
покойник остается в своем доме, в окружении
членов семьи. На следующий день, четвертый день
происходит его пеленание наподобии мумии, этим
занимаются специально нанятые люди. Во время
такой церемонии родственники отрывают куски от
своих одежд и выкладывают их между тяжелыми
домоткаными полосами материи, используемой
исключительно на похоронах. Ткань перекладывают
ветками капока, обладающего хорошими
гигроскопическими свойствами, благодаря чему
тело как юы мумифицируется. Завернутый таким
образом труп помещают в ритуальный "дом" -
усыпальницу, где тело покойного остаются месяцы,
а иногода и годы (!), пока идет подготовка
к завершающему рутуальноиу обряду. Все это время
о покойнике говорят как о "спящем", не
употребляя понятия "умерший". Покойник
окружен самыми роскошными предметами утвари, при
нем постояно находится члены семьи или слуги,
которые поддерживают чистоту в помещении. Рядом
с телом, помимо прочей утвари, ставят чашку и
кувшиню Считается, что душа "спящего" в это
время собирается в путь в страну духов и сам он
еще не умер, а только болен. "Официально"
смерть наступает тогда, когда труп покойника
несколько раз подбросят вверх, а потом положат
ногами на юг.
Если в доме есть кошка, она
тоже становится участницей похоронной
церемонии. Сначала ее сажают на потолочную балку,
а потом осторожно подталкивают вниз - чтобы дать
кошке понятьт, что хозяин умер. Погребальная
церемония длится семь дней, во время которых
исполняют ритуальные "танцы смерти" и пьют
рисовое пиво. Обряд достигает кульминации, когда
умершего помещают на специально построенное
возвышение. Рядом ставят тао-тао - вырезанную из
хлебного дерева фигуру, напоминающую
изоброжение человека, глаза которого делают из
морских ракушек, а голову иногда венчают рогами
буйвола. К подножию возвышения кладут трех
заколотых буйволов, чтобы "накормить"
усопшего перед дорогой на тот свет.
И вот наступает последний
день проводов покойника. Вся поцессия, во главе
которой несут тао-тао, приближается к крутому
склону известняковой горы. Здесь покойника
переносят в заранее вырубленую в скале
погребальную нишу; у входа в нее устанавливают
тао-тао - огромную, в человечиский рост куклу,
которая будет охранять тело покойного своим
недремлющим оком.
Своеобразен обряд кремации
покойника и сожение вдовы на его погребальном
костре, практикующийся и поныне в Индии. Совершив
обряд омовения, облачившись в лучшие одежды,
вдова с распущенным волосами следует на берег
реки или озера - традиционное место совершения
сати. При этом она окружена родственниками,
которые, образовав вокруг женщины круг, идут
рядом. Исследователь этого обычая И. Караванов
пишет, что, "согласно традиции, каждый, кто
встретит на своем пути траурную процессию,
должен присоединится к ней. Носилки с покойным
устанавливают на погребальном костре,
устроенном наподобии ложа. Поверх него
набрасывается покрывало, расшитое ритуальным
узором.
У костра вдова снимает все
украшения и раздают близким. А те угощают ее
засахаренными фруктами и передают устные
сообщения для усопших родственников. Женщину
трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее
под руки. В последний момент силы часто оставляют
вдову, и она беспомощно повисает на руках
сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные
мантры и окропляет ее водой из Ганга (вода Ганга
является для индусов священной). Вдове помогают
поднятся на костер. Она садится с левой стороны
от мужа и кладет его голову себе на колени.
Кто-нибудь из родственников поджигает поленья....
Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги
приковывают к тяжелым плахам железными цепями.
Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал
обезумевшую от боли женщину, если она
выскакивала из костра. Чтобы притупить боль,
вдовы перед самосожжением часто принимают
особый наркотический напиток".
Сожжение одновременно с
мужем называется саха-марана (совместная смерть).
Одиночное сожение называется ану-марана. Еслив
день, когда назначена кпемация мужа, у вдовы
месечные, то ее сати откладывается.
Для погребального костра
обычно применяют хорошо высушенные сандаловые
дрова розового цвета. Продаются они на вес за
воротами городских базаров. Оставшиеся после
кремации уголья и золу, порой еще недожженные,
дымящиеся, неприкосаемые из погребального
братсва высыпают в реку.
В той же Индии существует
необычный обряд похорон в общине евнухов (50-100
тысяч человек). Захоронения своих покойников
евнухи производят только ночью. Остальные
особености рутуала не менее оригинальны.
Покойника к месту кремации достовляют в
вертикальном положении. Следующий этап -
оплевывание (в буквальном смесле слова) умершего
и грубая брань в его адрес. И лишь затем
приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души
покойника желание при реинкорнации снова
поселится в теле евнуха.
Существуют военные обряды
погребения в армиях разных стран (салют, почетный
караул, перевоз гроба до кладбища на орудийном
лафете и т.д.)
Пытаясь создать своего
рода профессиональный обряд похорон один из
руководителей нацистов Гиммлер. По его замыслу,
это должно было быть торжественно-грандиозное
зрелище. В средневековом замке Вевельсбург близ
Падерборна рейхсфюрер СС создал нечто вроде
усыпальницы для себя и для своих приблеженных - 12
обергруппенфюреров СС. Под гигантским залом
Вевельсбурга находилось подземелье со сводчатым
потолком, каменные стены подземелье были
толщиной почтив 2 метра. За этим стенами
скрывалась святая светых "ордена" СС -
"царство мертвых". В середине пола было
углубление, куда вели две ступеньки. В центре
углубления находилось нечто вроде чаши, по
стенам были расставлены 12 каменных постаментов.
В чаще надлежало сжигать гербы мертвых
обергруппенфюреров,а урны с пеплом гербов
устанавливать на постаменты. В потолке Гиммлер
велел проделать четыре отвертия величиной с
кулак - они были пробиты таким образом, что дым
уходя в эти дыры, должен был вертикально
подниматься кверху, в виде четырех серо-синих
солбов.
В начеле 1990-х годов
японский бизмесмен Киекацу Саито решил привести
обряд похорон в соответствии с духом времени.
Древний будийский обряд он заключался в
сверкающую оболочку новейших технологических
достижений, используемых в эстрадных шоу. В
огромном 700-метровом зале без окон, где
собираются близкие усопшего, медленно гаснут
светильники. Из высоко подвешенных динамиков
раздается монотоное пение монахов. Тем временем
в зал напускают клубы искуственного тумана и
следом включают прожекторы. Они высвечивают
катафалк, который бесшумно выкатывается в зал по
рельсам 40-метров длины. На катафалке - украшенный
цветами гроб. Катафалк останавливается. Перед
ним садится священник и начинает панихиду. Но вот
прочитаны сутры, и в действие вступают лазерные
пушки. Своими лучами они создают фантастические
световые эффекты, образую светящийся тунель, в
который устремляется катафалк. Лазерный туннель
ведет в крематорий (Из-за не хватки земли в Японии
иные виды похорон, кроме кремации, запрещены).
Поскольку обряд длится долго, то люди, ждущие
своей очереди на похороны родственника, могут
скоротать время в кафе-баре, примыкающем к
рутуальному залу. Бар, естественно отделан
материалами в черно-серых тонах.
Модернистское начинание
Саито возымело в Японии большой успех. Другие
службы ритуальных церемоний, дабы преуспеть в
конкурентной борьбе, бросились придумывать
анологичные похороные зрелища. Так, фирма в
префектуре Чибо (близ Токио) стала предлагать
клиентам похороны с использование видеокассет:
на огромном экране перед алтарем
демонстрируются клипы в честь усопшего -
естественно, в музыкальном сопровождении. Но
всех переплюнула фирма "Тайзейзайтен" - в
начале 1992 она ввела в эксплуатачию в Иокагаме
гигантский дворец погребений с
"межгалактическими" представлением - нечто
среднее между планетарием и концертным залом.
Очевидно, недалек тот день, когда какая-нибудь
"прогрессивная" фирма предложит совместить
похороны со стрептизом.