История инквизиции
Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды -
история самой религии, историческая истина,
противопоставленная церковным вымыслам и
легендам, а в истории религии – самое
потрясающее явление – инквизиция.
Если под инквизицией понимать осуждение и
преследование господствующей церковью
инакомыслящих – вероотступников, то
хронологические рамки инквизиции следует
расширить на всю историю христианской церкви –
от ее возникновения по настоящее время, ибо
епископы еще со времен раннего христианства и по
сей день присвоили себе право осуждать и
отлучать от церкви тех верующих, которых они
считают еретиками.
История инквизиции – прежде всего тайная
история. Церковь имела все основания тщательно
скрывать и замалчивать или извращать с целях
самооправдания ужасающие факты инквизиции.
История инквизиции неразрывно переплетается с
историей всего общества и ее корней надо искать
не в религиозном духе, идей а в условиях и
обстановке классовой борьбы между буржуазией и
угнетаемыми классами. Чем значительней
развивался торговый капитализм в 15-16 веках, тем
ожесточеннее боролось дворянство за свое
преобладающее положение, за власть и
экономическое господство.
Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль
идей в истории инквизиции была также очень важна,
и именно идей христианской религии. Она служила
инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно
приспособленное для целей классового насилия,
средство идеологического оправдания этого
насилия. Начиная с евангелия и кончая
судебниками самой инквизиции, вся христианская
литература давала в руки попов-палачей множество
средств и способов оправдать самые гнусные формы
террора, насилия, грабежа и оправдать их идеей
любви и духовного спасения человечества. Тут не
было никакого извращения христианских идей, тут
не было никакого противоречия с сущностью
евангельской веры. И прямо и косвенно –
священное писание помогало попам быть палачами,
а палачам- разыгрывать из себя “ спасителей душ
праведных”.
Если же инквизицию понимать в более узком смысле,
подразумевая под этим термином деятельность
особых трибуналов католической церкви,
преследовавших еретиков, то её рамки сужаются от
возникновения этих трибуналов в 12-13 веках то их
повсеместный отмены в первой половине 19 века .
С раннего периода существования христианской
церкви епископы, и в их числе папы римские , были
наделены инквизиторскими полномочиями –
расследовать , судить и карать еретиков и
пользовались ими на протяжении всей истории
церкви. Этими правами продолжают пользоваться
после роспуска священной канцелярии, согласно
все ещё действующему каноническому праву.
Инквизиция , согласно данным ей при утверждении
привилегиям , не была ответственна ни перед каким
государственным учреждением и не была подсудна
никакому светскому суду . Все, что имело
какое-либо касательство к инквизиции, могло
рассматриваться исключительно инквизиционными
трибуналами , деятельность которых все более и
более расширялась, неизбежно приходила в
столкновение с обычными светскими судами .На
решение инквизиционных возможна была апелляция
лишь к великому инквизитору и это дело
инквизицию страшной и совершенно независимой
силой .
В начале 17 века Великий инквизитор Портокареро
выступал в защиту положения: судебная власть
предоставлена ей богом ,а не королем ; она может
отменять все постановления светских судов , т.к.
они действуют от имени короля и облачены им
властью. Великая Хунта (Совет) узнала и изложила в
докладе королю: все владения в которых была
учреждена инквизиция, и широко укрепился
беспорядок царящих в различных судебных местах
вследствие неутомимого усердия инквизиторов
распространять свою власть с таким произволом и
так неограниченно, не взирая на обстоятельства и
лица, что нормальной судебной власти не
оставалось почти никаких дел и призванные
управлять лишились власти. Нет ни одного рода
дел, разрешение которых они, под тем или иным
более ли менее мнимым предлогом, не присвоили бы;
нет ни одного человека каким бы независимым от их
власти не считали его, с которым бы они не
обращались как со своим непосредственным
подданным, заставляя его повиноваться их указам,
налагая на него штрафы, тюремные заключения и
другие наказания (Франция при Карле 2).
Ужас который внушала сама идея тюрем инквизиции,
так велик, что когда в 1682 году уполномоченные
инквизицией отправились к одной женщине в
Гранаде (Испания) с целью арестовать её за то, что
она невинно злословила с женой секретаря
инквизиции, её испуг был так велик, что она
выбросилась из окна, смерть казалась ей менее
ужасной ,чем несчастье попасть в руки инквизиции.